Официальный сайт
МБОУ гимназии № 92
г.Краснодар

Изучаем историю Краснодарского края

Иванова Н.В., учитель истории МБОУ гимназия №92.

Учебный проект «Изучаем историю Краснодарского края».

ХХI век ставит перед школой новые задачи. Как отмечает Н.Ю. Пахомова, происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной  деятельности, самоопределения, повседневной жизни[1]. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Эти задачи может решить метод проектного обучения. В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. По свидетельству В.С. Кудряшовой, метод проектов – это дидактический инструментарий, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ведущая идея опыта - это формирование проектных умений как одного из условий развития  индивидуальности, повышения общей культуры личности за счет дополнительной информации[2].

Под учебным проектом мы понимаем совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках кубановедения, имеющую общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и надучебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме.

Методический паспорт учебного проекта

Предлагаемый учебный проект предназначен для осуществления учащимися 5-х классов гимназии на уроках кубановедения при изучении курса.

Тема учебного проекта: «Изучаем историю Краснодарского края».

Образовательные, воспитательные и развивающие цели:

Собрать информацию об истории Краснодарского края; узнать больше об искусстве и традициях народов, проживавших на территории края в древности.

Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает любовь к своей малой Родине, гордость за свой край. Но этим воспитательная цель не исчерпывается. Поскольку проектная деятельность – это деятельность коллективная, постольку и воспитывает она умение работать и общаться в группе.

В процессе проектной деятельности осуществляется развитие учащихся, их эмоциональности, эмпатии, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.

Тип проекта: исследовательский, долгосрочный, групповой и индивидуальный (по классификации, приведенной К.Е. Зверевой, Е.Ф. Бехтеновой[3]).

Время работы над проектом: около 3-х месяцев (январь-март 2012 года)

Режим работы: уроки и внеурочные занятия.

Обеспечение проекта:

Учебники и учебные пособия по кубановедению: История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт; Кубань в древности: Комплект учебно-наглядных пособий по курсу «Кубановедение»; Трёхбратов Б.А. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений; Поурочное планирование к учебнику кубановедения: 5 кл. / Н.Ю.Голикова, О.Ю. Морозова, А.А. Прядущенко; ресурсы Интернет: www.kubangov.ru, www.ekaterinodar.com и др., дополнительная литература.

ЗУНы, необходимые для работы в проекте:

Будем делать первые шаги для того, чтобы научиться работать с информацией, используя дополнительную литературу, осмысливать, структурировать информацию.

Предполагаемая мотивация к деятельности: сама учебная проектная деятельность, интерес к её результатам, желание реализовать себя в общем деле, а также интерес к изучаемому материалу.

Предполагаемые приращения: новая, дополнительная, ранее не использовавшаяся информация по данной теме, добытая самими учащимися и примененная ими на уроке; умения осуществлять учебную проектную деятельность; личностные компетентности учащихся.

Методика учебного проекта по кубановедению предполагает, на наш взгляд, осуществление ряда этапов учебной деятельности.

Для начала мы определили число участников проекта. Для этого провели опрос среди учеников 5-х классов «Аврора», «Лира», «Ригель». Желание принять участие в проекте высказали 20 учащихся.

Вводная беседа. Для запуска проекта учителем была проведена вводная беседа “Край, в котором мы живем” с целью погружения в темы и в проектную деятельность.

Мониторинговый этап и проблематизация.

Перед началом работы над проектом мы попытались выяснить, какие цели ставят перед собой учащиеся, какова мотивация их к учебной деятельности на уроках кубановедения, изучением какой темы они хотели бы заниматься, каковы их знания по данной теме и какими они видят результаты своей работы (предполагаемые результаты работы были предложены). С этой целью проведено анкетирование. Учащиеся ответили на 4 вопроса (См. Приложение №1). Анкетирование показало следующее:

ü  ставят своей целью узнать новое – 30% учащихся;

ü хотят углубленно изучать кубановедение - 60%;

ü хотят получить хорошую оценку – 10%.

ü История края заинтересовала 40% учащихся

ü  Искусство – 25 %

ü Традиции народов, проживавших на территории края – 35%

ü 45 % опрошенных хотели бы выступить по завершению работы с докладом;

ü 25 % создали бы фотоальбом;

ü 30% подготовили плакат и презентации.

Как видим, у учащихся прослеживается положительная мотивация к учению. Необходимо отметить, что участие в проекте принимают только те ученики, которые выразили заинтересованность в проекте.

Постановка учащимися их цели – проблемы.

В ходе обсуждения итогов анкетирования пришли к идее изучать темы, выполняя учебный проект. Для этого гимназисты были поделены на 3 группы. Первая группа («историки») займется исследованием истории Кубани в древности, вторая («искусствоведы») – искусства, третья («этнографы») – изучит обычаи народов, населявших территорию края. Группы сформированы с учетом итогов анкетирования.

Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим. Первая группа подготовит плакат и презентации «История Кубани», вторая группа создаст фотоальбом «Искусство Кубани», третья – подготовит папку, в которой будут содержаться сведения о традициях народов, населявших край в древности. Завершив работу, ребята ознакомят друг друга с результатами, а полученные материалы будут храниться в кабинете кубановедения.

Мысленный, идеальный результат позволил наметить шаги по реализации цели и утвердить исполнителей проекта:

В группу «историки» вошли 8 гимназистов. Они распределили между собой периоды истории Кубани, изучением которых будут заниматься: каменный век, эпоха бронзы и раннего железного века. В группу «искусствоведы» вошли 5 учащихся. Они остановили свой выбор на искусстве жителей греческих колоний: Фанагории, Горгиппии. Третья группа - «этнографы», в нее вошли 7 учеников, заинтересовалась традициями кочевых племен раннего железного века: скифов, сарматов.

Ребята распределили свои обязанности, утвердили график работы. Вместе выбрали руководителей групп и руководителя проекта.

Так закончился подготовительный этап нашего учебного проекта и началась основная работа– поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов, его осмысление, структурирование, оформление. Видно, что работа увлекает учащихся, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации. Безусловно, без помощи учителя не обойтись. Гимназисты показывают найденный материал. Предварительные итоги подводим в конце каждой недели. Вместе анализируем, подбираем информацию. Полученные результаты должны выйти за рамки тем учебной программы, расширить и дополнить их. По итогам проектной деятельности будет проведена презентация работ учащихся, подведены итоги. По результатам работы «историков» появится плакат «История Кубани» и презентации на эту тему, «искусствоведы» продемонстрирует фотоальбом «Искусство Кубани», «этнографы» выступят с докладами на тему: «Традиции народов, проживающих на территории Краснодарского края в древности». Ребята обменяются опытом, поделятся впечатления о совместной работе. Это можно будет сделать на конференции, которая пройдет 16 марта среди учащихся 5-х классов. Благодаря этому с результатами проекта смогут познакомиться и те дети, которые не принимали в нем участие.

По завершению деятельности проекта будет проведено повторное анкетирование для выявления трудностей, возникших при работе, ребята смогут самостоятельно оценить свой труд (См. Приложение №2).

Выводы:

Осуществление учебного проекта в целом идет успешно. В нем приняли участие все заинтересованные ученики 5-х классов. Самым главным, на наш взгляд, является то, что деятельность увлекла ребят. Заметным стало повышение творческой активности учащихся. Метод проектов развивает их логическое и критическое мышление, расширяет кругозор. Гимназисты учатся создавать и защищать свой продукт. И, наконец, ученики через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха» делают открытия в самих себя, в товарищах, в предмете исследования. Результаты конечной работы смогут использовать и учащиеся, и учителя. Проект позволит стимулировать интерес к предмету, некоторые ребята уже сейчас говорят о том, что будут изучать курс углубленно. Это даст возможность готовить призеров и победителей городских и краевых олимпиад, конкурсов по кубановедению.

Список использованной литературы:

1.     Березикова Т. С. Проектная деятельность на уроках истории // http://pedsovet.su/load/132-1-0-6282

2.     Зверева К.Е., Бехтенова Е.Ф. Проектная деятельность на уроках истории: адреса практического опыта // http://www.sibuch.ru/_OLD/article.php?no=277

3.     Кудряшова В. С. Проектная деятельность на уроках истории // http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-istorii

4.     Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность на уроках // isoproject.ruvmk2-1-paper4.

5.     Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников, М., 2008

6.     Хоруженко Е. Г. Проектная деятельность на уроках истории // festival.1september.ru

                                                                                                                                      

Приложение №1

Анкета участника проекта «Изучаем Краснодарский край»

 

Фамилия________________________________________________

Имя____________________________________________________

Класс___________________________________________________

 

1. Какова цель вашего участия в проекте?

А) получить хорошую оценку

Б) узнать что-то новое

В) желание углубленно изучать предмет «Кубановедение»

2. Какая тема вызывает у вас больший интерес:

А) история Краснодарского края

Б) искусство народов Кубани в древнейший период

В) традиции и обычаи народов, которые проживали на территории края в древности

3. Каковы ваши знания по данной теме?

А) знаю достаточно много

Б) с темой знаком, но знания не глубокие

В) знания невелики

4.Завершив выше исследование, вы бы хотели:

А) выступить перед классом с докладом

Б) подготовить фотоальбом о ходе и результатах работы

В) подготовить плакат и презентации, в которых будут отражены итоги исследования

 

Приложение №2

Анкета №2

Фамилия________________________________________________

Имя____________________________________________________

Класс___________________________________________________

 

1.     Выполнили ли вы поставленные перед собой в начале работы над проектом цели?

А) да

Б) нет

 

2.     Какие трудности у вас возникали в процессе работы над проектом?

____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.     На ваш взгляд, проделанную работу можно оценить:

 

А) на «5»

Б) на «4»

В) на «3»

 

4.     Согласитесь ли вы принимать участие в следующем проекте?

А) да

Б) нет

 

 



[1] Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность на уроках // isoproject.ruvmk2-1-paper4.

[2]Кудряшова В. С. Проектная деятельность на уроках истории // http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-istorii

[3] Зверева К.Е., Бехтенова Е.Ф. Проектная деятельность на уроках истории: адреса практического опыта// http://www.sibuch.ru/_OLD/article.php?no=277

© 2007 Официальный сайт
МБОУ гимназии № 92
г.Краснодар
Сайт работает на системе Master Site Education
Дизайн шаблона — RDESIGN